Оперативная замена прокладки ГБЦ Ниссан Альмера Классик в сервисных условиях

Головка блока цилиндров (сокращенно ГБЦ) призвана обеспечивать этому элементу газораспределительного механизма двигателя идеальную герметичность. Присутствует эта деталь во всех двигателях внутреннего сгорания – и в бензиновых, и в дизельных. Да, и конструкция этих деталей на всех авто абсолютно одинаковая – разнятся между собой они лишь размерами и формами.

Назначение прокладок ГБЦ и их типы

441046.jpgЕсли быть точным, то прокладка ГБЦ является уплотнительным элементом сразу трех систем двигателя автомобиля:

  • топливной;
  • системы охлаждения двигателя;
  • герметиком соединения каналов, по которым циркулирует моторное масло.

По этой причине представляет собой этот элемент чугунную либо алюминиевую деталь достаточно сложной формы и изготавливается методом точечного литья, дабы та была максимально прочной и однородной по своему составу. В противном случае она под воздействием высоких температур может дать трещину, ведь и чугун, и алюминий материалы достаточно колкие. Зато у них есть существенное преимущество перед прочими, например, сталями: они прекрасно сохраняют форму и практически не гнутся.

Но у этого свойства есть и один серьезный минус: без относительно мягкой прокладки добиться идеального соприкосновения ГБЦ с блоком цилиндров практически не возможно. Прокладка же выполняет роль герметика: когда соединяемые детали, между которыми та находится, с силой сдавливаются болтами (на большинстве альмеровских двигателей этих болтов четыре), та, деформируясь, плотно закупоривает образующиеся щели соединения, делая блок цилиндров герметичным. Поэтому изготавливают прокладки ГБЦ из относительно мягких материалов: меди или нелегированной низкоуглеродной стали.

Заметки на полях. Медные прокладки считаются более надежными, но при этом и стоимость их значительно выше, чем стальных. Во-первых, из-за стоимости самого материала, а во-вторых, из-за усложненной технологии их изготовления: эти прокладки имеют тонкую стальную кайму по всему внутреннему и внешнему периметрам, увеличивающую прочность изделия.

Справедливости ради следует сказать, что существует еще два типа прокладок:

  • асбестовые, изготовленные из асбестосодержащих смесей;
  • безасбестовые, то есть полимерные.

Изделия, относящиеся к этим типам, имеют два преимущества: высокую степень усадки, что обеспечивает их прекрасную эффективность, и низкую стоимость. Однако, тот факт, что срок службы таких прокладок крайне низок, напрочь перечеркивает оба достоинства. Поэтому большинство опытных мастеров относится к таким прокладкам скептически и не рекомендует их своим клиентам.

Покупка новой прокладки

zamena-gbc.jpgТак как геометрия внутренней поверхности ГБЦ достаточно сложна, то столь же сложна и геометрия ее прокладки, в точности повторяющая форму головки блока цилиндров. Поэтому для каждой марки и модели двигателя требуется своя прокладка. Она вовсе не должна быть оригинального производства, но сделана она всегда под какой-либо конкретный двигатель. Учитывая, что сегодня альмеры комплектуются пятью разными моторами (не считая уже снятых с производства, но по сей день активно эксплуатирующихся силовых агрегатов), покупать прокладку ГБЦ «на глазок» – процедура опасная, ведь можно и не угадать с покупкой. Поэтому, идя в магазин автозапчастей, лучше взять старую прокладку с собой, дабы не ошибиться с выбором.

Но, согласитесь, это не очень-то удобно: снять головку блока цилиндров, произвести необходимый ремонт блока, а после бежать в магазин за недостающей запчастью. Доверив ремонт цилиндро-поршневой группы двигателя своего авто специалистам автосервиса, вы сэкономите и на времени (практически всегда требуемая прокладка на СТО есть в наличии), а во-вторых, приобретете ее без магазинной наценки за сумму несколько меньшую. Да и в качестве ремонта, в том числе, в качестве герметизации блока цилиндров, будете уверены на сто процентов.

Когда следует менять прокладку ГБЦ

ГБЦ.jpg

Замена прокладки ГБЦ Ниссан Альмера Классик производится в одном из двух случаев:

  • при возникновении протечки масла сквозь соединение головки с блоком, то есть, когда прокладка вырабатывает свой ресурс. А он, кстати, не очень и велик, ведь температура в цилиндрах работающего мотора колеблется вокруг отметки в 200 градусов, да и давление эта деталь испытывает немалое. О протечке масла можно узнать по характерным потекам на ГБЦ, а также при образовании на масляном щупе белой пены – это свидетельствует о контакте моторного масла с воздухом;
  • при каждом снятии головки блока цилиндров. К сожалению, эта деталь одноразовая, ведь металл, из которого прокладка сделана, не имеет способности восстанавливать свою форму после сильного сжатия. А причин для снятия ГБЦ существует множество: необходимость регулировки теплового зазора клапанов, замена ремня ГРМ, замена маслосъемных колпачков – и всегда при этом необходимо устанавливать новую прокладку.

Замена прокладки ГБЦ Ниссан Альмера Классик

Процедура эта, хоть с виду и достаточно простая, таит в себе множество подводных камней. Во-первых, она подразумевает четкое, вплоть до долей миллиметра, совпадение прорезей в самой прокладки с геометрией блока и ГБЦ. Во-вторых, затягивать крепежные болты нужно равномерно, то есть не по очереди каждый до упора, а постепенно, по одному-двум оборотам каждого. И это не говоря уже о том, что прежде, чем запечатывать блок цилиндров, добросовестный мастер всегда проверит взаиморасположение основных компонентов ГРМ, дабы при запуске двигателя не случилось беды.

Заметки на полях. Обычно положение поршней и клапанов выставляется на начало первого такта работы двигателя, при этом проверяются положения направляющих колец коленчатого и распределительного валов. Если вы не вполне представляете, как это делается, то за ремонт двигателя, даже самый несложный, лучше не браться. Любая оплошность в этом деле может обернуться серьезными тратами на устранение поломок, вызванных неквалифицированным ремонтом.