Профессиональная замена датчика кислорода Ниссан Альмера Классик

В выхлопных трактах всех современных автомобилей, в том числе и выхлопной системе Ниссан Альмеры, имеется два датчика кислорода (иначе их называют еще лямбда-зондами). Принцип их работы одинаков, но назначение разное.

Принцип работы кислородного датчика

Этот датчик представляет собой герметичный корпус, заполненный жидким электролитом на основе циркония. Также в нем имеется и твердый электролит. Сам же датчик располагается непосредственно в выхлопном тракте и напрямую соприкасается с потоком отработанных газов. При различном количестве кислорода в них меняется проводимость жидкого электролита, вследствие чего меняется и напряжение между электролитами. На основе этого можно делать вывод о количестве свободного кислорода в выхлопных газах.

Назначение первого лямбда-зонда

datchik-kisloroda-lyambda-zond.jpgПервый лямбда-зонд расположен непосредственно за выходным коллектором и измеряет количество кислорода в отработанных газах, выходящих из камер сгорания. Если мотор работает идеально, то весь кислород, содержащийся в топливовоздушной смеси, должен сгорать без остатка и в выхлопе он присутствовать не должен. На практике же какое-то его количество там все равно присутствует, но если это количество больше предельно допустимой нормы, это значит, что газораспределительный механизм работает неэффективно.

Электронный блок управления, получив информацию с первого лямбда-зонда о некачественной работе ГРМ, может дать команду мотору об уменьшении количества подачи топлива, что позволит ему сгорать более полно, но при этом уменьшит мощность двигателя. Одновременно с этим на приборной панели автомобиля загорится тревожный сигнал, оповещающий водителя о том, что пришло время как можно скорее произвести диагностику и регулировку мотора, в частности, его цилиндро-поршневой группы.

Замена этого датчика кислорода осуществляется только в одном случае: когда тот выходит из строя. Скорее всего, его поломка будет сопровождаться сперва некорректной (то есть, с перебоями) работой мотора, а через какое-то время тот и вовсе будет глохнуть.

Важно: лямбда-зонды начинают работать лишь через какое-то время после запуска двигателя, так как им необходимо нагреться до температуры в 300 градусов. Поэтому при вышедшем из строя датчике кислорода ЭБУ не блокирует запуск двигателя сразу.

Назначение второго лямбда-зонда

shema.jpgТо же самое относится и ко второму датчику кислорода, расположенному в самом конце выхлопного тракта. Он измеряет количество свободного кислорода в выхлопных газах перед их выбросом в атмосферу. Дело в том, что благодаря каталитическому нейтрализатору, который расщепляет наиболее токсичные газы выхлопа (оксид азота и оксид и диоксид углерода) на свободный кислород и прочие элементы, количество первого газа должно на порядок увеличиться. Если этого не происходит, то это свидетельство выхода катализатора из строя. В этом случае ЭБУ ведет себя точно так же: сперва переводит двигатель в аварийный режим работы, а если это не помогает (в случае неисправности катализатора и не поможет), то и вовсе его глушит.

Благодаря достаточно простой конструкции, кислородный датчик выходит из строя редко, но время от времени такое все-таки случается, поэтому при появлении соответствующих симптомов мастер первым делом тестирует именно эти устройства.

Заметки на полях. Каталитический нейтрализатор – самая дорогостоящая деталь выхлопной системы. Его основное назначение состоит в очистке выхлопа от токсинов. Появился этот прибор после введения сперва в США и странах Европы, а вскорости и в остальных странах, включая Россию, жестких экологических требований, предъявляемых к автотранспорту. И требования эти постоянно ужесточаются. К сожалению, катализатор имеет ограниченный ресурс, выработав который, он становится неремонтопригоден и требует замены. Многие российские автовладельцы устанавливают вместо него более дешевый и долговечный пламегаситель, который очищает выхлоп лишь от содержащихся в нем твердых частиц. После такого ремонта выхлопные газы автомобиля перестают соответствовать действующим экологическим требованиям. ЭБУ автомобиля, получив соответствующую информацию от второго лямбда-зонда, начинает препятствовать работе двигателя в штатном режиме. И, чтобы этого не происходило, замена датчика кислорода Ниссан Альмера классик становится необходимой.

Обманка лямбда-зонда

lymbda.jpgВ этом случае сам датчик обычно не меняют, просто на второй лямбда-зонд ставится так называемая обманка, призванная стабилизировать работу и ЭБУ, и мотора. Обманки эти бывает двух типов:

  • электронная;
  • механическая.

Первая представляет собой несложный электронный прибор, который встраивается в цепь между зондом и ЭБУ. Он перехватывает сигнал, идущий от датчика кислорода, и отправляет на ЭБУ свой, который не даст блоку управления повод для беспокойства.

Конструкция обманки второго типа и того проще: это всего лишь втулка – прямая или Г-образной формы, – с помощью которой лямбда-зонд отдаляется от потока выхлопных газов. Таким образом, зонд измеряет количество кислорода уже не в выхлопе, а в его смеси с воздухом, в результате чего показания датчика будут соответствовать норме и, опять же, не создадут ЭБУ поводов для беспокойства.

Замена кислородных датчиков

Важно: так как выход любого из кислородных датчиков сопровождается одними и теми же симптомами, без помощи специалиста распознать, какой именно из них неисправен, вряд ли удастся. К тому же, неисправность может заключаться и не в них, а в катализаторе. Так что и диагностику выхлопной системы, и ее ремонт, включая замену кислородных датчиков, следует поручить мастеру автосервиса.

Эта работа, включая диагностические и ремонтные процедуры, занимает немного времени (если, конечно, речь идет не о замене каталитического нейтрализатора) и обычно выполняется в присутствии заказчика. Стоимость нового датчика, если потребуется его замена, тоже невысокая, так что в целом ремонт обойдется вам в умеренную сумму. Зато вы будете уверены в его качестве.