Точная диагностика и квалифицированная замена катализатора на Опель Астра Н (H)

Выхлопная система автомобиля совершенствовалась десятилетиями. Начать с того, что на первых машинах этот элемент отсутствовал вовсе. Пока авто были в диковинку, необходимости очищать вырабатываемые ими выхлопные газы и уменьшать звук в пару-тройку лошадиных сил моторов не было никакой необходимости. Но когда автомобилей на улицах городов начало становиться все больше и больше, когда рев их двигателей стал слышен повсюду, а жители стали буквально задыхаться в клубах едкого дыма – тогда-то люди и задумались о создании механизмов, способных избавить их от этих проблем.

Назначение и принцип работы катализатора

Последний мощный толчок совершенствованию систем очистки отработанных газов дал международный экологический протокол Евро, существенно ограничивший нормы выброса в окружающую среду автомобилями не только сажи и копоти, но и токсичных газов – в первую очередь, оксидов углерода и азота. И поставил бы этот принятый одновременно сразу десятком европейских государств протокол крест на использовании двигателей внутреннего сгорания, если бы не появления агрегата под названием «каталитический нейтрализатор выхлопных газов» – устройства, без которого сегодня не обходится ни одно транспортное средство (за исключением, разве что, электромобилей).

Катализатор имеет устройство почти такое же, как и пламегаситель: ячеистый фильтр, заключенный в двухслойный корпус. Наружная оболочка последнего, будучи изготовленной из нержавеющей стали, защищает его от коррозии и механических повреждений. Внутренняя – из легированной огнеупорной стали – от воздействия раскаленных выхлопных газов. Фильтр же служит для замедления скорости их потока и охлаждения.

Но есть в устройстве и принципиально новый элемент: каталитический слой, в состав которого входит сразу несколько редкоземельных и драгоценных металлов, включая золото и даже платину. Под воздействием этого слоя, которым равномерно покрыт весь фильтр катализатора, в нем осуществляется химическая реакция по расщеплению оксидов углерода и азота на чистый кислород и углерод с азотом соответственно. С некоторой долей иронии можно сказать, что современные машины (если, конечно, их выхлопные системы исправны), выполняют роль городских деревьев – насыщают воздух кислородом. Только первые это делают путем фотосинтеза, а машины – посредством химической реакции.

Недостатки катализатора

Всем каталитический нейтрализатор был бы хорош, если бы не три недостатка:

  1. Благодаря тому, что в состав каталитического слоя входят ценные и драгоценные металлы, стоимость этих устройств достаточно высока – она колеблется вокруг цифры в тысячу евро.
  2. Срок службы этих агрегатов (по крайней мере, на сегодняшний день) невелик. Зависит он целого ряда самых разных параметров, и у катализатора Опель Астра составляет 150-200 тысяч километров пробега.
  3. Ремонту и восстановлению эти устройства не подлежат, так что при выходе катализатора из строя у владельца есть два варианта действий: приобретать за большие деньги новый каталитический нейтрализатор, либо менять его на недорогой пламегаситель. Но при этом следует понимать, что машина после такой замены уже не будет соответствовать современному экологическому законодательству.

Замена катализатора на Опель Астра Н

Замена катализатора на Опель Астра H осуществляется следующим образом: старый вырезается из выхлопного тракта при помощи болгарки, и на его место наваривается новый.

Значительно сложнее определиться с выбором этого устройства. Здесь возможны три варианта:

  1. Купить фирменный катализатор немецкого или американского производства.
  2. Приобрести аналог лицензированного производителя, предназначенный непосредственно для Опель Астра (что будет несколько дешевле без ощутимого ущерба для эффективности его работы).
  3. Остановить выбор на одном из так называемых универсальных устройств. Они обладают еще меньшей стоимостью, но, скорее всего, долговечность выбранного вами агрегата окажется несколько меньшей, нежели родного. При этом следует иметь в виду, что основной характеристикой катализатора является его пропускная способность, то есть рабочий объем. И на него в первую очередь следует ориентироваться при выборе неродного устройства. Объем нейтрализатора также зависит от мощности двигателя, стоящего на машине. Иными словами: характеристики нового агрегата должны быть не меньшими, чем у старого.

Замена катализатора на Опель Астра H на пламегаситель

Если вы решили заменить катализатор на пламегаситель, то ассортимент этих устройств еще шире – начиная от разницы их рабочих объемов и заканчивая конструкциями фильтров.

Среди устройств, предлагаемых автовладельцам современными производителями, можно встретить следующие:

  1. С фильтрами из минеральной огнеупорной ваты. Они недороги, эффективны, но недолговечны – минеральная вата хоть и называется огнеупорной, но достаточно быстро прогорает и потоком раскаленных выхлопных газов выдувается, превращая тем самым пламегаситель в обыкновенную полую трубу.
  2. С фильтрами, представляющими собой конструкции из нескольких перфорированных стальных листов. Они более долговечны, но не сказать, чтобы отличались высокой эффективностью. Но при этом и цена на них невысока.
  3. С фильтрами из скрученной в несколько спиралей вольфрамовой проволоки. До недавнего времени именно такие пламегасители считались наиболее эффективными и надежными. Вольфрамовые фильтры обладают высокой адсорбирующей способностью, что помогает им более полно очищать выхлоп от твердых частиц, образующихся в результате неполного сгорания топлива, и достаточно долговечны.
  4. Однако, с началом использования при производстве пламегасителей кевлара – синтетического минерального волокна, обладающего высочайшей прочностью и столь же уникальными огнеупорными свойствами – вольфрамовые пламегасители перестали считаться лучшими. У кевларовых по сравнению с ними есть всего лишь один недостаток: они несколько дороже прочих. Но, учитывая, что производители обещают до десяти лет их бесперебойной работы, можно и простить кевларовым агрегатам высокую цену.

Обманка лямбда-зонда

Важно! Так как замена катализатора на пламегаситель влечет за собой существенное изменение состава выхлопных газов, что никак не сможет укрыться от электронного блока управления автомобиля (ЭБУ), установка нового монтаж сопровождается еще и установкой обманки на второй лямбда-зонд, контролирующий количество свободного кислорода в выхлопных газах. Это необходимо, чтобы ЭБУ не заметил подмены одного устройства другим и не стал бы вносить коррективы в работу двигателя. Обманки эти могут быть разных типов – у каждого мастера на этот счет есть свои предпочтения.

Как видите, замена катализатора – процедура не столь простая, как может показаться на первый взгляд. А потому доверить ее лучше профессионалам автосервиса.