Кислородные датчики выхлопной системы Skoda Fabia: замена лямбда зонда Фабия

Кислородные датчики выхлопной системы Skoda Fabia: замена лямбда зонда Фабия

Лямбда зондом в автомобиле называют датчик, измеряющий количество свободного кислорода в выхлопных газах. Принято считать, что его назначение состоит исключительно в определении соответствия автомобильного выхлопа действующим экологическим нормам. Это утверждение верно только в отношении второго зонда, которых в современных автомобилях в общей сложности два, и оба они размещены в выхлопном тракте: первый в самом его начале, непосредственно за выходным коллектором, а второй либо в самом конце, либо сразу за каталитическим нейтрализатором выхлопных газов.

Зачем нужна замена лямбда зондов Шкода Фабия

Первый датчик контролирует качество работы газораспределительного механизма. Если в процессе работы моторы топливовоздушная смесь в его цилиндрах сгорает полностью, то свободного кислорода в образующихся в результате этого процесса газах не должно быть либо вообще, либо его количество будет ничтожно малым. Превышающее предельно допустимую норму количество кислорода в выхлопных газах на этом этапе будет свидетельствовать либо о неисправности этого механизма, например, нарушению размера теплового зазора клапанов либо об износе поршневых колец, либо о некорректной работе топливного оборудования, либо о низком качестве самого топлива. Так работает первый лямбда зонд и в бензиновом, и в дизельном моторах.

euspro-shema-podklycheniya-emulyatora-katalizatora-p0420-off-3.jpg

Второй датчик измеряет количество того же самого кислорода в том же самом выхлопе, но уже после того, как в каталитическом нейтрализатора оксиды углерода будут расщеплены на свободные кислород, азот и углерод соответственно. Так что на этом этапе кислорода в выхлопе должно уже содержаться, как минимум, на порядок больше. Здесь уже оценка эффективности работы катализатора оценивается с точностью до наоборот: чем кислорода в выхлопных газах больше, тем, стало быть, эффективнее работает агрегат.

Сигналы и от первого, и от второго зондов поступают на ЭБУ автомобиля. Если они соответствуют требуемым параметрам, мотор продолжает работать в штатном режиме, если же нет, то ЭБУ сперва автоматически переводит двигатель в аварийный режим работы с пониженной мощностью и пониженным потреблением топлива. Если это не помогает, то блок управления либо просто глушит мотор, либо начинает препятствовать его дальнейшему запуску до тех пор, пока причина неисправности будет устранена.

Признаки неисправности кислородных датчиков и замена лямбда зонда Фабия

datchik-kisloroda-lyambda-zond.jpgВозможна ли неисправность самих этих датчиков? Теоретически, ломаться в них нечему, так как их конструкция предельно проста: они состоят из двух электродов, между которыми имеется элемент, меняющий токопроводимость при разном количестве в нем кислорода. Выхлопные газы, проходя через этот электролит, меняют и проводимость прибора в целом. Но, как гласит один из законов Паркинсона, ломаться может все, включая даже то, что ломаться не может.

Лямбда зонд не является исключением из этого правила. Его электролит может вытечь, загрязниться и тем самым изменить свои свойства, в результате чего потребуется замена лямбда Шкода Фабия. В этом вопросе главное – правильно подобрать деталь на замену. Ведь в автомобилях разных годов выпуска и соответствующих разным требованиям экологической безопасности эти датчики и отрегулированы по-разному. Сделать это самостоятельно, равно как и самостоятельно корректно установить новый датчик, вряд ли удастся. Для специалиста же замена лямбда зонда Фабия не составит особого труда. Тем более, что на складе нашего автосервиса всегда есть в наличии эти датчики для фабий разных годов выпуска.

Прямых признаков неисправности этих датчиков не существует, так сами они никакой работы в двигателе не выполняют, а лишь следят, как справляются со своими обязанностями ГРМ и выхлопной тракт. Так что все исходящие от них тревожные сигналы можно разделить на две не равные по количеству группы:

  1. говорящие о неисправностях ГРМ и каталитического нейтрализатора;
  2. вызванные неисправностью самих этих датчиков.

И что самое неприятное – внешние признаки всех этих неисправностей будут одинаковыми:

    obmanka_na_lyambda_zond.jpg
  • резкое снижение мощности мотора автомобиля, вызванное одновременно некорректной работе его механизма газораспределения и переводом его ЭБУ в экономичный режим работы. Также это может свидетельствовать как первого, так и второго лямбда зондов;
  • увеличение количества и изменение цвета выхлопных газов, говорящее о неисправности какого-либо из агрегатов выхлопного тракта. Если ЭБУ никаким образом на это не реагирует, в том числе и не включает тревожный сигнал на приборной панели, то это говорит о неисправности второго лямбда зонда;
  • изменение звука работающего мотора, что не сопровождается ни потерей/увеличением его мощности, ни количеством потребляемого им топлива. То есть двигатель работает во внештатном режиме, а ЭБУ на это никак не реагирует, потому как не получает соответствующий сигнал от первого зонда. Замена этого датчика поможет выявить и устранить неисправность в работе ГРМ, чем предотвратит более серьезную его поломку.

Нередко случается так, что один из двух или сразу об лямбда зонда отправляют на ЭБУ тревожные сигналы почти сразу после запуска двигателя, а потом, когда его температура достигнет оптимальной, начинают свидетельствовать, что все контролируемые ими механизмы работают в штатных режимах. В большинстве своем это говорит о том, что чувствительность датчиков снизилась и через какое-то время либо один из них, либо оба выйдут из строя. В этой ситуации самым правильным будет не дожидаться их полной поломки, а заменить превентивно.

Стоимость новых лямбда зондов невысока, операция по их переустановке не занимает у опытного мастера много времени, так что нет никаких причин затягивать с этой операцией и вам следует как можно скорее обратиться в наш автосервис. Мы гарантируем как безупречное качество всех вновь установленных на автомобиль деталей, так и долговечность результата ремонта в общем.

Важно: симптомы некорректной работы лямбда зондов могут свидетельствовать и о разрегулировке ГРМ, и о выработке своего ресурса катализатором. Поэтому мы рекомендуем одновременно с заменой кислородных датчиков провести диагностику указанных агрегатов.