Компетентный ремонт рулевой рейки Икстрейл Т31

Компетентный ремонт рулевой рейки Икстрейл Т31

В качестве рулевого механизма рейка еще в конце прошлого века практически полностью вытеснила всех конкурентов. Сегодня она стоит на автомобилях практически всех типов и размеров, начиная от легковых авто класса мини и заканчивая большегрузными трейлерами.

Преимущества реечного механизма

nissan-x-trail-t32-8.jpgПричина тому проста: в плане надежности и долговечности реечный механизм не знает себе равных. Так, например, устройство червячного типа, еще не так давно стоявшее на большинстве отечественных авто, служит, как показывает практика, в полтора-два раза меньше. Дело в том, что сама рейка имеет большее количество зубьев, нежели шестерня «червяка». Соответственно, на каждый из них приходится меньше работы. Да и ремонтопригодность у рейки значительно выше. В общем, ничего удивительного в том, что на Ниссане Икстрейл в качестве системы рулевого управления применено именно это устройство.

Важно: рейкой принято называть не только саму эту деталь, представляющую собой прочную стальную пластину прямоугольной формы с зубьями, но и весь механизм, участвующий в повороте передних колес автомобиля.

Состоит же этот агрегат из следующих компонентов:

  • карданного вала рулевого механизма. На одном его конце жестко закреплено рулевое колесо, а на втором – управляющая шестерня;
  • эта деталь, вступая в зацепление с зубьями рейки, двигает ее вправо-влево, в зависимости от того, в какую сторону вращает руль водитель;
  • шестерня с помощью шарниров соединена с наконечниками. Перемещаясь по горизонтальной прямой, она толкает последние. Те, в свою очередь, воздействуя на ступицу колеса, осуществляют их поворот в вертикальной плоскости.

Откуда берется люфт?

Собственно, простота этого механизма и обеспечивает его надежность. Главный враг рейки – сила трения, возникающая в подвижных соединениях компонентов этого узла и постепенно приводящие их к износу. А подвижных деталей в этом механизме, как нетрудно заметить, достаточно. Итак, это:

  • соединение шестерни и рейки;
  • рейки и наконечников;
  • наконечников и колес.

Во всех этих узлах (кроме зубчатого сочленения) присутствуют разного рода подшипники. А ведь и в рулевой стойке есть еще карданный узел! А теперь представьте, что в процессе износа всего этого механизма в каждом из его узлов образовался пусть совсем небольшой, величиной всего в один градус, свободный ход. Складываясь, эти крошечные неисправности дают так называемый суммарный люфт. Пять узлов – вот уже и ход величиной в 5 градусов, который при вращении руля достаточно ощутим.

Важно: российские ПДД запрещают эксплуатацию автомобиля, если люфт его рулевой колонки превышает 10 градусов. Это и понятно – управлять такой машиной становится небезопасно: она плохо слушается водителя, которому, даже двигаясь по прямой, приходится буквально «ловить дорогу».

Как избавиться от люфта системы рулевого управления?

Рулевое управление.jpgПо счастью, в большинстве случаев эта беда на начальной стадии излечима без замены комплектующих. Во всех узлах рейки предусмотрены механизмы их регулировки. Однако если угол свободного хода рулевого колеса все увеличивается и никакие щадящие средства не помогают, лучше, не откладывая проблему в долгий ящик, обратиться в автосервис. Там вам смогут провести диагностику и ремонт рулевой рейки Икстрейл Т31. Чем раньше вы это сделаете – тем в меньшую сумму обойдется вам эта процедура.

Главная сложность борьбы с этой бедой заключается в том, что для того, чтобы найти место возникновения люфта, в процессе диагностики механизма потребуется его полностью разобрать – только после этого мастер сможет определить причину неисправности.

Водителю на заметку! Как мы уже говорили, причиной износа является трение, а его разрушительное воздействие многократно увеличивается при недостаточной или некачественной смазке механизма. Последнюю специалисты рекомендуют менять не реже, чем через каждые 15-20 тыс. км. пробега машины. А еще лучше – дважды в год: при подготовке ее к зимнему и летнему сезонам. То есть, в процессе каждого планового ТО.

Ремонт рулевой рейки X Trail T31

Этот механизм, повторимся, обладает высокой ремонтопригодностью, и каждую его вышедшую из строя деталь можно заменить по отдельности. Теоретически, можно восстановить даже саму рейку, если та погнется в результате ДТП. Но при этом следует помнить, что восстановленная деталь (и это относится не только к компонентам системы рулевого управления) никогда не будет обладать прочностью и долговечностью новой. Отсюда второе и третье правила: замена истершейся запчасти всегда предпочтительнее затяжке узла; при покупке запчастей не стоит экономить – детали с разборки уже частично выработали свой ресурс, а потому прослужат недолго.

Важно: точно также не стоит приобретать недорогие изделия сомнительного происхождения. Все компоненты механизма рулевого управления изготавливаются из высококачественных легированных сталей, а ее надежность могут гарантировать лишь легальные производители запчастей для Ниссан.

Кстати, многие компоненты рейки изготавливаются и в России. Так, на автомобилях этой марки, собираемых в Санкт-Петербурге, ряд компонентов изначально российские. Так что бояться относительно недорогих отечественных деталей не стоит – все они проходят серьезную проверку на качество.

Вторая беда, которая может произойти с рейкой, это механическая поломка. Чтобы, например, на шестерне или самой рейке деформировался или, что еще неприятнее, сломался зуб, вовсе не нужно попадать в ДТП – для этого достаточно лишь в соединение этих элементов попасть твердому постороннему предмету. Например, небольшому камешку, отскочившему из-под колеса. А это запросто может произойти, если нарушена герметичность кожуха механизма. Он, как и пыльники шаровых опор, защищает механизм рейки от механических повреждений. Его целостность – гарантия долгой и безупречной работы системы рулевого управления машины.

Но если уж такая беда произошла, ремонт рулевой рейки X Trail T31 будет заключаться в замене вышедших из строя компонентов.

Симптомы неисправности зубчатого соединения механизма рулевого управления таковы:

  • в процессе вращения руля из-под передней оси аздаются посторонние звуки – удары и скрежет;
  • в одном из секторов руля неожиданно появился ощутимый люфт;
  • вращение рулевого колеса стало требовать больших усилий.

Осуществлять эту операцию самостоятельно не стоит – лучше, не имея необходимых для этого навыков, доверить ее профессионалам автосервиса. И дело не в том, что конструкция этого механизма сложна – как раз наоборот. А вот регулировки рейка требует очень точной – в противном случае машина станет куда менее управляемой, нежели до поломки.