Высокопрофессиональная замена датчика кислорода на Рено Логан (лямбда-зонда)

Высокопрофессиональная замена датчика кислорода на Рено Логан (лямбда-зонда)

Датчиков кислорода или, как их называют специалисты, лямбда-зондов в автомобиле Рено Логан два, и оба они находятся в выхлопной системе. Первый стоит непосредственно за выходным коллектором, второй – в самом конце выхлопного тракта. И хотя конструкции этих элементов идентичны, назначения у них абсолютно разные.

Принцип работы кислородного датчика

На сегодняшний день существуют два типа датчиков, измеряющих уровень кислорода в отработанных газах: широкополосные и двухуровневые.

Традиционный, то есть двухуровневый датчик (а именно такого типа устройства стоят на большинстве Рено Логан) имеют достаточно простую конструкцию: это обыкновенный гальванический элемент из керамики, сквозь который ионы кислорода могут проходить беспрепятственно. При этом гальванический элемент начинает вырабатывать электрический ток. Чем большее количество ионов кислорода проходит сквозь гальванический элемент датчика – тем ток большей силы тот вырабатывает. Соответственно, измерив его, можно получить информацию о количестве чистого кислорода в отработанных газах. На практике его конструкция несколько более сложная, но в первом приближении принцип его работы выглядит именно так.

Конструкция лямбда-зонда второго типа включает в себя наличие двух типов ячеек: измерительных и накачивающих. Между ними имеется небольшой, в несколько микрон, зазор, заполненный газом. Механизм работы такого датчика состоит в том, что пока кислорода в отработанных газах мало, те направляются в ячейки первого типа. Когда же его концентрация оказывается выше определенного параметра, выхлоп автоматически перенаправляется в другие ячейки. Зонду остается лишь фиксировать, через какие ячейки проходит выхлоп, чтобы определить, достаточно ли в его составе чистого кислорода.

Датчики этого типа считаются более точными, зато первые, благодаря относительной простоте их конструкции, являются менее дорогими и при этом более надежными. Поэтому выбор производителей бюджетного автомобиля Рено Логан в пользу двухуровневых лямбда-зондов вполне оправдан.

Назначения первого и второго лямбда-зондов

Назначение первого датчика состоит в контроле за работой двигателя, а точнее, его топливной системы и цилиндро-поршневой группы. Теоретически, при воспламенении топливовоздушной смеси, кислород должен сгорать полностью. Соответственно, на момент выхода отработанных газов из камер сгорания этого газа там не должно быть вообще, только продукты сгорания – оксиды. На практике же небольшое количество кислорода там все присутствует, потому как стопроцентного КПД пока не удалось достичь ни одному производителю двигателей внутреннего сгорания.

Но если количество кислорода вдруг превысит максимально допустимый уровень, это будет свидетельствовать о серьезном сбое в работе мотора. Каком именно – это покажет диагностика авто. ЭБУ же просто включит на приборной панели тревожный сигнал и, если владелец машины в ближайшее время не обратится в автосервис, воспрепятствует запуску мотора.

У второго лямбда-зонда задача полностью противоположная: находясь в самом конце выхлопного тракта, он контролирует качество очистки отработанных газов, точнее, качество работа каталитического нейтрализатора, осуществляющего расщепление оксидов азота и углерода на чистый кислород и азот с углеродом. Чем больше будет чистого кислорода в выхлопе на стадии его выброса в атмосферу, тем более эффективную работу катализатора будет означать этот факт.

Нижний порог количества этого газа в выхлопе зависит от экологического класса, к которому принадлежит авто. Так, первые логаны соответствовали классу Евро 5, пострестайлинговые же относятся к более высокому классу Евро 6.

Замена датчика кислорода на Рено Логан: предпосылки

Замена датчиков кислорода на Рено Логан производится только в случае их поломки. При апгрейде выхлопной системы машины, в результате которой меняются ее основные параметры (например, при установке пламегасителя вместо вышедшего из строя каталитического нейтрализатора), сами зонды не меняются, но на второй ставится специальное устройство – обманка, в нужную сторону «корректирующая» его показания.

Чаще всего поломка зонда не происходит одномоментно: сперва этот прибор начинает слегка барахлить, время от времени отключаться. Со временем это происходит все чаще и чаще, до тех пор, пока тот и вовсе не перестанет функционировать.

Признаки неисправности, требующие замены лямбда-зонда на Рено Логан, таковы:

  • время от времени мощность двигателя начинает скачкообразно снижаться, что говорит о перебоях подачи топлива в цилиндры, вызванной периодическими отключениями зонда (на приборной панели в это время может загораться лампочка «чек»);
  • затем возникают трудности при запуске двигателя;
  • дальше – больше: мотор то и дело начинает беспричинно глохнуть как на низких, так и на высоких оборотах;
  • в итоге запуск двигателя становится и вовсе невозможен.
Заметки на полях: Эти симптомы свойственны неисправностям как первого, так и второго зондов. К тому же они могут говорить о разного типа неисправностях, так что окончательный диагноз мастер сможет поставить лишь после доскональной диагностики обоих этих устройств.
Важно! Так как причинами выхода из строя зонда являются либо перегрев, повлекший разрушение его конструкции, либо механическое повреждение, либо выработка этим устройством своего ресурса, то восстановлению оно не подлежит. Единственно возможный ремонт в этом случае – это замена лямбда-зонда.

Рено Логан: замена датчика кислорода

Замена лямбда-зонда Логан – процедура одновременно и простая, и сложная. Казалось бы, чего проще: отсоедини один зонд, и поставь на его место второй. Но не все так просто:

  • Во-первых, добраться до этого прибора (особенно до первого, стоящего на выпускном коллекторе) непросто.
  • Во-вторых, установка зонда требует ювелирной точности – в противном случае его показания не будут соответствовать действительности.
  • В-третьих, сложен сам выбор устройства, годящегося на замену вышедшего из строя. В идеале, это должен быть полный аналог старого датчика либо, как минимум, прибор, обладающий теми же параметрами. В зависимости от мотора Логан, года выпуска автомобиля и места его сборки, параметры эти могут отличаться.
Важно! Чтобы замена была осуществлена максимально корректно, воспользуйтесь услугами специалистов автосервиса. Как показывает практика, не имея соответствующей квалификации и опыта, сделать это будет весьма проблематично.