Профессиональная на Skoda Rapid замена масла в АКПП (автоматической коробке переключения передач)

Профессиональная на Skoda Rapid замена масла в АКПП (автоматической коробке переключения передач)

Любая рабочая жидкость автомобиля, будь то моторное масло, тормозная жидкость или жидкость гидроусилителя руля требует периодической замены. Не является исключением и трансмиссионная жидкость. Причем, регулярной замены требует масло как в механической, так и в автоматической коробках переключения передач. Другое дело, что периодичность этой операции на разных трансмиссиях тоже разная. В механической коробке, так как уровень ее герметичности не столь высок, как на АКПП, замена масла требуется чаще, чем в автоматической. Данное правило верно для всех типов автоматических и роботизированных трансмиссий.

Особенности обслуживания автоматической трансмиссии

Заметки на полях. Немногие владельцы Фабий знают, что ни Шкода, ни автоконцерн Фольксваген групп, дочерним подразделением которого сегодня является чешская компания Шкода Авто, сами разработкой и производством коробок-автоматов не занимаются. Кстати, как и вообще большинство даже самых крупных мировых производителей автомобилей. Автоматические коробки передач, которыми оснащаются шкоды, – это, по большей части, агрегаты японского концерна Аисин, специализирующегося как раз на производстве этих агрегатов. Именно АКПП Аисин сегодня считаются одними из наиболее надежных и долговечных трансмиссий. Поэтому ни в техническом описании рассматриваемого нами автомобиля, ни в его сервисной книжке никаких указаний на предмет обслуживания этого агрегата вы не найдете. Более того: на Рапидх разных годов выпуска и разных заводов сборки могут стоять и разные АКПП, благо, большинство АКПП сегодня максимально унифицированы.

То, что многие запчасти одних коробок-автоматов могут использоваться для ремонта других (при том условии, что обе эти коробки принадлежат к одному типу), конечно, хорошо, если бы не одно обстоятельство: едва ли не все производители автоматических трансмиссий сегодня создают свои агрегаты неразборными и, соответственно, номинально необслуживаемыми. То есть, их производители утверждают, что даже замена масла в коробке Рапид не нужна. При этом они тактично умалчивают о том, что ресурс этой коробки составляет не более полутора сотен тысяч километров пробега автомобиля. И причина столь низкого ресурса АКПП кроется как раз-таки в масле, которое со временем утрачивает свои изначальные рабочие свойства. Причем, происходит это даже в том случае, если герметичность коробки не нарушается.

Свойства жидкости и замена масла в коробке Рапид

Какие превращения происходят с трансмиссионной жидкостью в процессе ее работы? Чтобы ответить на этот вопрос, сперва поговорим о том, что собой эта жидкость представляет и какими свойствами она должна обладать. По большому счету, это точно такое же машинное масло, как и моторное – минеральное или синтетическое, – правда, с несколько иной текучестью и не столь широким рабочим температурным диапазоном. За счет снижения требований к первому параметру создателям трансмиссионных жидкостей удалось добиться устойчивого параметра текучести масел для АКПП. Это для них основное свойство. К остальным, не менее важным, можно отнести следующие:

  • Однородность, исключающая образование в масле сгустков, которые могут засорять гидроблок коробки и снижать эффективность работы гидротрансформатора.
  • Рабочий температурный диапазон, хоть он и не должен быть столь широким. В частности, АКПП в процессе работы не нагревается до температуры мотора, но чем будет существеннее нижняя граница этого диапазона, тем лучше, ведь запуск двигателя зимой может происходить и при температурах ниже –40 градусов. Если масло в этот момент застынет, то это существенно снизит ресурс АКПП. По этой причине, кстати, зимой никогда не следует начинать движение сразу после запуска мотора. Дав и ему самому, и трансмиссии авто хоть немного прогреться, вы убережете их от преждевременных поломок.
  • Одно из назначений масла в любом агрегате автомобиля, в том числе и в АКПП, состоит в защите компонентов этого агрегата от разрушительного воздействия сил трения. Для этого масло должно обладать определенной вязкостью, чтобы оно могло образовывать на трущихся деталях АКПП тонкие защитные пленки. Но как совместить вязкость и текучесть – качества противоположные? Вот производителям трансмиссионных жидкостей и приходится решать эту непростую задачу. Собственно, именно этот параметр и является основным для выбора масла. На Rapid масла в АКПП осуществляется с использованием иных продуктов, нежели на тех же машинах, но с механической коробкой. И если масло, предназначенное для коробки-автомата для МКПП худо-бедно подойдет, то обратная замена невозможна в принципе.
  • Масло, заливаемое в трансмиссию, не должно разъедать резиновые и пластиковые детали коробки. А это разнообразные сальники, уплотнители и прокладки. В отличие от, скажем, механической коробки или того же мотора заменить их на новые будет очень непросто.
  • Трансмиссионная жидкость может обладать и рядом дополнительных свойств, например, антикоррозийными, влагопоглощающими или очистительными. Набор этих свойств зависит от комплекса так называемых присадок, содержащихся в масле. Минеральные или, как их иначе называют, натуральные масла способны растворять в себе не более одной-двух присадок, а вот синтетические в этом смысле обладают куда большими возможностями.
  • И, наконец, последнее свойство, которым должна обладать качественная трансмиссионная жидкость, это ее способность сохранять свои свойства как можно дольше. В противном случае замена масла АКПП Rapid станет требоваться слишком часто. А учитывая, что коробки-автоматы номинально считаются необслуживаемыми, то это качество масел для них вообще выходит на передний план.

Необходимая Rapid замена масла в АКПП

Из-за чего трансмиссионная жидкость приходит в негодность? Причин тому множество. И основная из них – загрязнение жидкости. И загрязнение это не внешнее, так как АКПП представляет собой полностью герметичный агрегат, а происходит оно за счет истирания деталей коробки друг о друга в процессе ее работы. Нужно понимать, что на разных возрастных этапах АКПП интенсивность износа ее компонентов и, соответственно, загрязнения масла различна:

  1. Период обкатки, то есть первые две-три тыс. км. с момента начала эксплуатации автомобиля. На этом этапе процесс износа деталей АКПП осуществляется наиболее интенсивно, что неудивительно, ведь детали пока только притираются друг к другу, и пока они не достигнут идеальных соотношения и взаиморасположения, они будут истираться, а мельчайшая металлическая пыль при этом будет накапливаться в трансмиссионной жидкости. Многие производители АКПП, чтобы продлить безремонтный срок службы своих агрегатов, обкатывают их на испытательных стендах, после чего тщательно промывают, заливают в них свежее масло и коробки отправляются на автомобильные конвейеры. Как дело обстоит со шкодовскими АКПП, доподлинно не известно, но, принимая во внимание уверения их производителей в большом ресурсе этих агрегатов, скорее всего, они доведены до идеального состояние еще на заводе.
  2. Следующие 100-150 тыс. км. – основной период работы трансмиссии, на протяжении которого износ агрегата минимален. Но минимален вовсе не означает, что истирание деталей не происходит вовсе. Силы трения можно уменьшить, свести их негативное воздействие к минимуму, но победить их полностью пока еще не удалось никому. Каков будет этот период на деле, зависит и от качества трансмиссионной жидкости, и от качества самой АКПП, и от погодных условия, и от особенностей эксплуатации автомобиля. Так например, агрессивный стиль езды отнюдь не способствует увеличению продолжительности жизни ни мотора, ни подвески, ни трансмиссии автомобиля.
  3. Со временем между компонентами коробки переключения передач образуются люфты, причем их размеры увеличиваются в геометрической прогрессии и, соответственно, тем сильнее скорость загрязнения трансмиссионного масла. В результате оно, накопив в себе изрядное количество стальной пыли, само превращается в абразивную жидкость, еще более ускоряя процесс износа АКПП. Вот почему эту жидкость регулярно требуется менять, как бы ни пытались нас убедить в обратном производители автоматических трансмиссий.

Вторая причина, приводящая масло АКПП в негодность – это просто выработка ей своего ресурса. Он хоть и велик, но не бесконечен. В процессе работы масло в коробке передач нагревается и остывает, сдавливается поршнями и вновь обретает нормальное давление – все это не может не сказываться на ее свойствах, которые постепенно ухудшаются. Если вовремя масло в АКПП не заменить, оно может начать образовывать сгустки, которые забьют собой каналы гидроблока и в работе трансмиссии начнутся перебои.

Важно! Мы принципиально не описываем признаки, при появлении которых следует задуматься о замене масла в АКПП. Все эти признаки, а их достаточно много, говорят уже о серьезных проблемах в работе этого механизма, и без диагностики коробки и ее ремонта обойтись уже не удастся. Менять же масло в АКПП специалисты рекомендуют не реже, чем через каждые 100 тыс. км.

В нашем автосервисе вы сможете не только поменять трансмиссионное масло, но и произвести профилактическую диагностику этого агрегата, а при необходимости и ее ремонт.