Безупречная замена задних барабанных колодок Шкода Рапид и передних специалистами СТО

Безупречная замена задних барабанных колодок Шкода Рапид и передних специалистами СТО

Конструкции передних и задних тормозов Шкоды Рапид различны. На колесах передней оси стоят дисковые тормоза, на колесах задней – тормоза барабанного типа. И хоть принцип действия обоих этих механизмов основан на использовании сил трения, которые, как мы помним из школьного курса физики, препятствуют движению, эффективность передних и задних тормозов различна. И в этом заключен глубокий смысл, так как основными являются передние, а задние выполняют, скорее, вспомогательную функцию. Причем, так выглядит тормозная система не только Рапид, но и подавляющего большинства современных легковых автомобилей.

Конструкция тормозной системы Шкода Рапид

Итак, остановка автомобиля или просто снижение скорости его движения осуществляется по большей части за счет тормозов передних колес, задние же служат для обеспечения устойчивого положения машины на дороге даже в процессе резкого экстренного торможения. Не будь их, заднюю часть машины бы даже при легком нажатии водителем на педаль тормоза заносило, что особенно сильно ощущалось бы на скользкой дороге. 

Кстати, на льду, если у вас не шипованная резина, от этого не спасает даже исправная тормозная система, оборудованная системами антиблокировки и равномерного распределения усилий. А потому не лишним будет в очередной раз напомнить о необходимости, во-первых, регулярно осуществлять диагностику тормозов своего автомобиля, а во-вторых, управлять машиной, по возможности, аккуратно.

Главное, что роднит передние и задние тормоза, это наличие в них колодок – деталей, которые, прижимаясь в момент торможения к сопряженным с ними элементам, и обеспечивают возникновение между ними сил трения. Только в передних тормозах это диски, жестко закрепленные на ступицах колес, к которым колодки прижимаются с внешней стороны, а на задних – барабаны, к которым колодки прижимаются изнутри.

Площадь соприкосновения колодок с дисками меньше, да и размер самих барабанов меньше, чем дисков – отсюда и разница в эффективности механизмов этих двух систем.

Конструкция дисковых тормозов проще, чем барабанных, а потому замена передних колодок Шкода Рапид представляет собой более простую процедуру, нежели задних. Соответственно, и стоит она хоть ненамного, но все-таки меньше. Зато менять передние колодки, равно как и сопряженные с ними тормозные диски, приходится раза в полтора-два чаще, чем аналогичные детали на колесах задней оси, ведь скорость износа расходных компонентов (и колодки, и тормозные диски, и барабаны являются, по сути, расходниками) тормозов пропорциональна их эффективности, а у передних она выше.

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. На спортивных и гоночных автомобилях почти всегда все тормоза дисковые. Не стала исключением и ограниченная спортивная серия Шкода Рапид, приуроченная к сочинской олимпиаде. На автомобилях этой серии (узнать эти машины можно по олимпийской символике на их передних крыльях) и спереди, и сзади стоят дисковые тормоза. Учитывая, что почти на всех двигателях олимпийских фабий стоят форсированные двигатели, такая не вполне традиционная их тормозная система вполне оправдана – она обеспечивает наименьший тормозной путь даже при экстренном торможении на большой скорости. Правда, устойчивости автомобилю она не добавляет, и забывать о том владельцам эксклюзивных фабий не следует.

Диагностика тормозной системы или с чего начинается замена задних барабанных колодок Шкода Рапид

Замена задних барабанных колодок Шкода Рапид осуществляется при снятых колесах автомобиля – в противном случае добраться до требуемых деталей просто не получится. По счастью, чтобы оценить состояние колодок и самих барабанов, колеса снимать не нужно. Современное лазерное диагностическое оборудование позволяет определить уровень износа расходников тормозной системы автомобиля с точностью до десятой доли процента, что весьма удобно: мастеру больше нет необходимости на глазок определять, не пора ли заменить колодки или барабаны, ведь российские ПДД строго требуют осуществлять эту операцию, как только уровень износа рассматриваемых нами деталей достигнет 80%. Это правило в полной мере относится и ко всем компонентам передних тормозов автомобиля.

Вторая причина, по которой точность диагностики тормозов важна, состоит в том, что неравномерный износ любых парных компонентов – колодок и прочих деталей – говорит о разбалансировке системы и необходимости ее ремонта. В первую очередь, мастеру необходимо будет проверить работоспособность системы равномерного распределения усилий – именно она отвечает за то, чтобы силы трения, возникающие между колодками и дисками (барабанами) на обоих колесах были равными и, соответственно, процесс торможения тоже осуществлялся равномерно.

Выбираем на Шкода Рапид задние колодки: замена по всем правилам

Исходя из этого требования на Шкода Рапид задние колодки замена осуществляется всегда попарно, даже если критически изношена лишь одна из них. Только одинаковое состояние левой и правой колодок, равно как и левого и правого барабанов, способно обеспечить эффективную и качественную работу тормозной системы автомобиля в целом. Более того: колодки и барабаны должны быть одинаковыми, то есть от одного производителя и принадлежать к одному типу, а еще лучше, вообще быть из одной партии. По этой причине практически все производители расходников тормозов продают их исключительно попарно.

На заводских конвейерах Рапид оснащаются относительно недорогими, но весьма эффективными и вполне себе долговечными тормозными колодками, чьи фрикционные накладки изготовлены из тех или иных металлических сплавов. Состав этих сплавов постоянно совершенствуется, но его основу в большинстве случаев составляет низкоуглеродистая сталь с добавками меди или бронзы. Эти колодки так и называются металлическими и главное их достоинство – невысокая стоимость. Основной же их недостаток заключается в том, что колодки этого типа при нагревании, возникающем в процессе длительного интенсивного торможения, существенно теряют эффективность и при этом одновременно сильно увеличивается скорость их износа. Потому-то любителям экстремального вождения менять их приходится едва ли не через каждые 10 тыс. километров.

ВАЖНО! Водителям-экстремалам при очередной замене колодок имеет смысл потратиться на более дорогие детали – керамические колодки, чьи фрикционные накладки, во-первых, куда более долговечны, чем сталь, а во-вторых, не боятся даже экстремально высоких температур. Но, как известно, не бывает так, чтобы у какой-либо детали были одни достоинства и ни одного недостатка. У керамических колодок этим недостатком является их невысокая эффективность при низких температурах – они начинают работать в полную силу лишь тогда, когда хотя бы немного не разогреются. Поэтому использование этих колодок зимой, когда и так-то тормозной путь автомобиля увеличивается, может привести к трагедии.

Относительно недавно появились гибридные, полукерамические тормозные колодки. Их стальные фрикционные накладки имеют включения керамической пыли, что одновременно и увеличивает их ресурс, и делает эффективность их работы, не зависящей от их температуры. И стоят они существенно дешевле керамических, хоть и дороже традиционных.

Колодки стояночного тормоза Шкода Рапид: нюансы и особенности элементов тормозной системы

Владельцем фабий нелишним будет напомнить, что на задних барабанных тормозах их автомобилей помимо основных колодок есть и еще одни – это колодки стояночного тормоза. На дисковых тормозах для обеспечения работы стояночного тормоза или, как его чаще называют, «ручника» задействуются штатные колодки, а вот барабан такой возможности, увы, не дает. Впрочем, в этом можно усмотреть и положительный момент: работоспособность «ручника» ничуть не зависит от состояния основных колодок задних тормозов автомобиля. Сами же колодки ручника настолько слабо подвержены износу, что необходимость их замены может не возникнуть вовсе – ну разве что их до основания изъест ржавчина. На практике именно она чаще всего и приводит в негодность эти элементы.

ВНИМАНИЕ! Ржавые колодки могут послужить причиной неприятного эффекта: оставив машину на несколько дней на стояночном тормозе, особенно в холодную или мокрую погоду, вы можете при попытке тронуться с места ощутить мощное сопротивление со стороны закисших и едва ли не намертво приклеившихся к барабанам колодок стояночного тормоза. Конечно, после того, как машина проедет пару-тройку сотен метров, этот эффект прекратится, но все равно приятного в этом мало. Так что лучше на долгое время оставлять машину на передаче, а не на «ручнике».

Несмотря на то, что диагностика тормозной системы осуществляется при каждом плановом ТО автомобиля, то есть через каждые 10-15 тыс. км., при первых же признаках сбоев или даже снижении эффективности их работы следует, не теряя время, приехать в автосервис, чтобы решить возникшие проблемы. Для любого из мастеров нашей СТО замена задних колодок Шкода Рапид не составит труда, а выбор этих деталей – от недорогих до имеющих куда более серьезную стоимость керамических – у нас всегда достаточно большой. Причем, стоимость всех предлагаемых нами запчастей ниже, чем в розничных магазинах, а за качество каждой из них мы несем полную ответственность.