Квалифицированный ремонт МКПП и замена сцепления Шкода Рапид

Квалифицированный ремонт МКПП и замена сцепления Шкода Рапид

Формально механизм сцепления присутствует лишь в автомобилях с механической коробкой переключения передач. Он необходим для прерывания связи вала КПП с валом двигателя в моменты переключения передач, чтобы дать возможность коробке перестроиться на новый режим работы. Но ведь и в автомобилях с автоматическими трансмиссиями передачи тоже переключаются, хоть этот процесс и осуществляется без участия водителя. Однако, сути это не меняет – механизм сцепления необходим всем автомобилям без исключения. В машинах с АКПП его роль выполняет гидротрансформатор коробки передач, поэтому утверждать, что его нет вовсе, было бы неправильно.

Тем не менее, сам термин замена сцепления Шкода Рапид подразумевает ремонт автомобиля с механической коробкой. Хотя при большинстве поломок сцепление менять полностью необязательно – и проще, и дешевле его починить, заменив только наиболее изношенные из его компонентов.

Принцип работы механизма сцепления на Шкода Рапид

Сцепление предназначено для кратковременного отключения соединения мотора с трансмиссией. Ключевое слово здесь – отключение, потому что основное рабочее состояние этого механизма как раз включенное, а при полностью выжатой соответствующей педали происходит размыкание рассматриваемого нами механизма. Действует он следующим образом:

Когда педаль сцепления отпущена, все диски сцепления плотно прижаты друг к другу силой выжимной пружины. При этом вал коробки передач (его называют первичным валом трансмиссии) заходит в специальную муфту со шлицом, благодаря чему ему передается вращательный момент от двигателя. Чтобы этот момент перестал передаваться, необходимо заставить вал выйти из муфты. Именно это и происходит, когда водитель полностью выжимает педаль сцепления. При этом задействуется деталь, называемая выжимным подшипником: он нажимает на пружину, сцепление между дисками прерывается и вал КПП прекращает вращение. Но как только водитель отпустит левую педаль, все детали рассматриваемого нами механизма возвращаются в исходное положение и трансмиссия продолжает передавать крутящий момент от мотора ведущим колесам автомобиля.

Выжимая педаль сцепления не до конца, водитель не до конца разрывает и связь между двигателем и коробкой передач, таким образом, вращение вала мотора первичному валу трансмиссии передается не в полном объеме. Это дает возможность водителю управлять скоростью автомобиля не только при помощи педали акселератора (подачи топлива) или, как ее называют в просторечии, газа, но и с помощью педали сцепления. Это удобно на предельно малых скоростях, например, при парковке автомобиля, когда задействуются первая и реверсная передачи. Однако, нужно понимать, что при не до конца выжатом сцеплении все детали этого механизма начинают изнашиваться с большей скоростью. Этим, кстати, объясняется тот факт, что на автомобилях начинающих водителей механизм сцепления приходится ремонтировать гораздо чаще, чем на машинах опытных автолюбителей – последние реже пользуются этим приемом.

Как работает сцепление на автомобилях с АКПП

Почти то же самое происходит и в гидротрансформаторе АКПП, с той разницей, что этот агрегат работает не на сухую, как традиционное сцепление, все его компоненты плавают в масле. Гидротрансформатор представляет собой герметичную камеру, полностью заполненную специальным маслом – трансмиссионной жидкостью. В этой камере друг напротив друга расположены две крыльчатки: одна закреплена на валу двигателя, вторая – на вале АКПП. Первая, раскручиваясь, приводит в движение масло, посредством чего ее вращение передается второй крыльчатке и, соответственно, валу трансмиссии. Увеличивая и уменьшая давление масла в гидротрансформаторе можно регулировать передаточное число трансмиссии.

По большому счету, изначально идея коробки-автомата заключалась только в создании этого механизма, но, во-первых, с его помощью максимальное передаточное число не может быть больше единицы (то есть создание повышенных передач невозможно в принципе), а во-вторых, диапазон передач в целом тоже невысок.

Из чего состоит сцепление

Все неисправности механизма сцепления так или иначе связаны с износом, поломкой или деформацией его комплектующих, к которым относятся:

  • Маховик;
  • Картер сцепления;
  • Нажимной диск, находящийся в постоянном вращении;
  • Ведомый диск (их, теоретически, может быть несколько – от их количества зависит плавность действия этого механизма;
  • Диафрагменная пружина, отвечающая за прижимание дисков друг к другу;
  • Подшипник включения/выключения сцепления;
  • Муфта выключения;
  • Вилка сцепления, закрепленная на валу.
  ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. На Рапидх всех поколений устанавливаются исключительно однодисковые механизмы сцепления. Во-первых, потому что для небольшого авто одного диска оказывается вполне достаточно, а во-вторых, это существенно упрощает конструкцию, что влияет и на его стоимость, и на стоимость его ремонта).

В чем заключается ремонт КПП: регулировка или полная замена сцепления Шкода Рапид

Как нетрудно догадаться, наибольшему износу подвергаются оба диска сцепления – ведущий и ведомый. При сильном их износе сцепление будет неполным, что проявляется, прежде всего, в кажущемся снижении мощности двигателя и снижении динамики автомобиля, а также в увеличении расхода мотором топлива. Еще одним симптомом этой неисправности будет постоянная работа мотора на повышенных оборотах. Так, если, например, скорость в 40 км/ч. при нормальной работе сцепления спокойно достигается на третьей передаче, то при изношенных дисках придется переходить на четвертую. При этом работа трансмиссии станет более шумной. При появлении этих тревожных симптомов следует как можно скорее обратиться в автосервис, где опытным мастером будет осуществлена диагностика трансмиссии и ремонт проблемного ее агрегата. Полная замена сцепления Рапид, скорее всего, не понадобиться и ремонт ограничится лишь установкой одного или обоих новых дисков.

Зачастую ремонт этого механизма заключается лишь в его регулировке. Со временем диски сцепления быстро ли, медленно ли, но истираются, глубина хода соответствующей педали увеличивается и в какой-то момент механизм начинает разрывать связь мотора и трансмиссии не до конца. Если при выжатой педали сцепления у вас возникают трудности с переключением передач или в эти моменты слышны треск, стук и прочие посторонние звуки, то виной тому может оказаться не поломка КПП, а неисправность механизма сцепления. Если не осуществить его регулировку, то это очень скоро приведет к выходу из строя не только рассматриваемого нами механизма, но и коробки передач.

  ВАЖНО! Регулировка сцепления осуществляется с помощью дополнительной затяжки так называемой контргайки, расположенной под педалью сцепления. Внешне эта операция достаточно проста, но требует определенного опыта. Тут главное не перетянуть гайку – в противном случае сцепление будет постоянно пребывать в частично выжатом состоянии, что очень быстро приведет к износу всех его компонентов, и тогда замена сцепления Шкода Рапид МКПП уж точно станет необходимостью, а эта операция достаточно дорогая в связи с высокой стоимостью всего этого механизма.

Замена сцепления Рапид и другие наши услуги

Специалисты нашего автосервиса имеют большой опыт диагностики, обслуживания и ремонта легковых автомобилей как с автоматической, так и механической трансмиссиями, поэтому ремонт сцепления, его регулировка или, при необходимости, замена сцепления Рапид не составит для них труда. А ускорит этот процесс наличие на нашей СТО всего необходимого ремонтно-диагностического оборудования, а также наличие на нашем складе всех необходимых для ремонта запчастей. Последние, кстати, мы покупаем напрямую у их официальных производителей по минимальным ценам, а потому и для наших клиентов они обходятся существенно дешевле, нежели их пришлось бы приобретать в розничном магазине. Качество и долговечность всех предлагаемых нами запчастей и расходных материалов мы гарантируем стопроцентно.

Возможно ли использование при ремонте сцепления Фабии неоригинальных деталей? Да, но при том условии, что изготовлены они лицензированным производителем. Как правило, такие аналоги, в том числе и китайского, и отечественного изготовления, хоть и дешевле оригинальных деталей, но по качеству и долговечности им совсем или почти не уступают. Дешевые же детали сомнительного происхождения и качество имеют весьма сомнительное.

Как продлить срок службы сцепления на автомобилях Шкода

Ресурс механизма сцепления Шкода Рапид составляет от 100 до 200 тыс. км. – в зависимости, в первую очередь, от стиля вождения автомобиля его владельца. Разумеется, полностью гарантировать себя от необходимости ремонта или замены этого механизма невозможно, но максимально продлить срок его службы по силам каждому водителю. Для этого нужно если не соблюдать, то, хотя бы, стараться соблюдать несколько несложных правил:

  • Во-первых, как можно реже ездить с не полностью выжатой педалью сцепления – тем самым вы убережете диски этого механизма от преждевременного износа;
  • Во-вторых, стараться как можно быстрее отпускать соответствующую педаль. Например, подъезжая к красному сигналу светофора не держать левую ногу на педали, а сразу же перевести рычаг КПП в нейтральное положение;
  • В-третьих, нажимайте на педаль сцепления всегда интенсивно, но плавно;
  • В-четвертых, не пренебрегайте профилактической диагностикой сцепления. Специалисты рекомендуют осуществлять ее не реже одного раза в год;
  • И, наконец, при первых же признаках некорректной работы рассматриваемого нами механизма следует как можно скорее обратиться в профильный автосервис.
СОВЕТ. Не забывайте, что любую неисправность проще и дешевле устранить на начальной стадии, чем потом осуществлять капитальный ремонт проблемного агрегата или механизма.